Встреча папы Римского Франциска с патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Казахстане не состоится по трем причинам.

Первая и главная – говорить не о чем. Патриарх, как и в ходе мартовского телефонного разговора (некомплиментарный рассказ папы о нем вызвал недовольство в патриархии), может только озвучить официальную российскую точку зрения, что явно не устраивает Ватикан. Предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) обозначил свою поддержку российской власти еще в самом начале специальной военной операции и не может выступать в качестве посредника.

Вторая – Ватикан не рассматривается в качестве возможного посредника российской властью, несмотря на некоторые месседжи папы Франциска, вызывающие недовольство в Украине. Для России Ватикан – это часть Запада, а стереотипы о враждебности католичества "Русскому миру" распространены в современной российской элите, для которой символом патриотизма является Александр Невский в евразийско-советской интерпретации. В этих условиях Ватикан заинтересован скорее не в какой-либо политической роли, а в сохранении стабильной работы своих епархий на территории России.

Третья – любой контакт патриарха с папой вызывает сильное напряжение внутри РПЦ не только среди сравнительно немногочисленных фундаменталистов, но и у куда более многочисленных традиционалистов. Гаванская встреча 2016 года была проведена в условиях, когда этого желало российское государство, стремившееся тогда легитимировать свое участие в сирийском конфликте и апеллировавшее в том числе к теме защиты прав христиан на Ближнем Востоке. Сейчас тема легитимации действий России для мейнстримной западной аудитории потеряла всякое значение – так что патриарху нет смысла раздражать консерваторов внутри церкви.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены