Писателя Михаила Веллера признали иноагентом, а вместе с ним Анастасию Татулову, которая в 2020-м жаловалась Путину на то, как непросто вести бизнес в России. На прошлой неделе звание агента прицепили топовому журналисту 2000-х Кириллу Набутову. Каждую пятницу список буднично пополняется. И все уже забыли, в чем была суть закона.
Теперь Минюст даже не парится и пишет в обосновании: "выступал против СВО". То есть, уже не нужно никакого иностранного финансирования. Даже формального перевода в 100 рублей. Кстати, закон писали так криво, что 100 рублей от западного НКО можно по приколу перевести какому-нибудь депутату. И формально он тоже станет иноагентом. Жаль, что так уже делали, а почему-то Минюст депутатов агентами не признает.
Любому здравомыслящему понятно: клеймо иноагента клеят всем критикам Путина. А вовсе не за "влияние из-за рубежа". В стране, где гарантируется свобода слова даже в "обнуленной" конституции, формулировка "критиковал решения органов госвласти" звучит, как клинический бред. Но сотрудники Минюста (кто как не юристы главные поборники прав и свобод) считают иначе. У них особый путь и особые вечера по пятницам.
Обосновывали этот "жёлтозвездный" закон "таким же законом, как в США". Это тоже ерунда. Во-первых, в нем речь идет о том, что если ты лоббируешь законы в Конгрессе на деньги чужой страны, то нужно зарегистрироваться. Никакого поражения в правах ты за это не получаешь. Рекламироваться никто тебе не запрещает. А, во-вторых, странно называть США рассадником нетрадиционных отношений и обителью сатаны. А потом гордится тем, что из этого "заокеанского гей-клуба" берется "все самое лучше", чтоб внедрить в страну "духовных ценностей".
Кажется, правление Путина последнего десятилетия строилось как раз на антиамериканской риторике, а не на том, чтоб перенимать лучшие практики оттуда. Как-то нечестно выходит. Самое плохое - нам подходит. А самый сок (суд, конкуренция, право, выборы, парламент) - нет.
Надо быть слепым, чтоб не заметить: плашку иноагента раздают вовсе не за подозрительные деньги, а всем, у кого мнение, не соответствующее кремлевским методичкам. Но недавно оказалось, что иноагентом ты быть перестаешь, если начинаешь поддерживать власть. Так случилось с блогером Николаем Соболевым. И если, говорит он теперь в интервью ют-каналу "Контекст", придет повесточка, то он отправится на фронт.
Из всех инноваций последних лет, кажется, эта оказалась самой эффективной. Я имею в виду для автократий. Признание иноагентом не привлекает много шума, зато нейтрализует противника. Такой же закон, как в России, хотят принять в Грузии (пока оппозиция сопротивляется) и уже приняли (более мягкий вариант) в Кыргызстане и Казахстане.
! Орфография и стилистика автора сохранены