100 лет такой срок, который требует как-то определиться. Постараюсь обойтись без эмоций. Рассуждать с позиции марсианина или историка 22 века.

Первое. Век назад родилась новая мировая квазирелигия - большевизм, созданная крещенным в православие и причащавшимся* до 18 лет потомственным дворянином** В.И.Ульяновым (Николаем Лениным***).

Эта квазирелигия по динамике напоминала Халифат (взятие Зимнего - аналог взятия мединским войском Мекки, соответственно, предверяющее это бегство в Финляндию - некая пародия на хиджру).

По изменению ментальности эта квазирелигия напоминало псевдокатолицизм**** - приход универсалистской логократии манихейского типа, создание церквопартии как основы государства и "прихода" - трудового коллектива с партбюро во главе - как основы общества.

Большевизм был последним из известных и самым грандиозным изводом Русской идеи, соединивший в себе концепции своих предшественников - доктрины "Третьего Рима" и панславизма в варианте славянофилов ("Православная Россия - Новый Израиль"). 
В этом качестве большевизм сохранил многие позиции византизма и православия.

Ленин был основоположником нового цивилизационного этапа Русской-Российской истории, который я называю Новомосковским, и который сменил Петербургский (Империя), пришедший после Московского ("Святая Русь").

Затем на части ареала большевизма, точнее, в границах Русской субцивилизации, Сталиным была создана Квазивизантийская мессианская империя - СССР.

Другие версии большевизма появились в Восточной Азии и Латинской Америке. Именно Сталин окончательно сформировал советскую "цивилизационную матрицу", точно также как Екатерина Великая - петербургскую, а Иван Третий - Московскую.

Второе. Преклонение перед Лениным как открывшим новый цикл истории западного человечества (большевизм был именно той формой широкого внедрения западной философии в азиатские культуры, который мог реализоваться*****) - такой же феномен, как преклонение в 19 веке перед Наполеоном Первым, открывшим предыдущий этап западной истории, и ставшим, по выражению Гегеля, "Мировым Духом на коне"******.

Преодоление бонапартизма - "политического Фаустианства" - было таким же творческим подвигом демократической западной мысли, как преодоление ленинизма - творческим подвигом демократической мысли подданных сталинской империи. В этом смысле Солженицын стал "Салманом Рушди мирового коммунизма".

В качестве создателя мировой мессианской (сотерологической) квазирелигии Ульянов-Ленин имеет право на особое погребение. Мавзолей, осознанно сделанный, как вавилонский зиккурат,******* оказался страшным напоминанием о страшных империях и мрачных религиях древности. Все-таки именно вавилоняне разрушили Первый Храм.

Однако саркофаг должен быть закрыт. Смерть требует почтения. Возможно, перед закрытием в саркофаг правильно положить горсть земли с могилы его матери.

Много и страшно грешивший православный дворянин Ульянов должен обрести последний покой, быть избавлен от постоянных "египетских" манипуляций со своим прахом. 
Поклонники Ленина имеют такое же право посещать место его успокоения, как поклонники Наполеона - его саркофаг во Дворце инвалидов (правильнее перевести - ветеранов). Хотя это, возможно, вызывает возмущение у немцев или испанцев, помнящих про карательные походы наполеоновских войск.

На возражение, что православная церковь приемлет поклонение открытым мощам, поэтому созерцание синтезированного ленинского трупа не противоречит русским традициям, отвечу очень просто. Ленинисты имеют право зарегистрироваться как религиозная организация и просить о передаче им тела Ленина для поклонения. Но это поклонение не должно происходить на территории Кремля, в юрисдикцию которого входит мавзолей.

Мавзолей - это такая же вековая память об ужасах большевизма, как Колизей или Арка Тита, построенные на награбленное в разоренной карателями Иудее, стали напоминанием об ужасах римской империи. Поэтому мавзолей не должен быть местом прославления большевизма. 

Ведь сейчас, глядя на руины римских стадионов, мы чаще вспоминаем вопли "Христиан - львам!", а не скандирование "Да здравстует цезарь!"

Третье. Критика большевизма и его предшественника - революционного социализма (обобщенно коммунизма) - прошла следующие <чередующиеся> фазы: 

а) коммунизм - это плохо, потому что преодолевая человеческое естество ради философской абстракции, потребует неимоверного уровня принуждения: "сто миллионов голов - ради хрустального дворца" у Достоевского; 

б) коммунизм - это плохо, потому что борясь с несправедливостью и гнетом, он создал многократно больший уровень несправедливости и гнета; 

в) коммунизм - это плохо, потому что в обществе необходим определенный уровень несправедливости и подавления (тут абсолютный рекорд у писателя-фантаста Ю.Л.Латыниной, называющей "идею прав человека" и правозащитные организации последней реинкарнацией Коминтерна).

_______________

* Окончил гимназию с золотой медалью, следовательно, по "Закону Божию" имел "5". Однако к ежегодным экзаменам по "Закону Божию" допускали только бывших на исповеди и говевших.

** Попечитель округа - Илья Николаевич Ульянов - действительный статский советник - штатский генерал. 4 класс Табели о рангах давал потомственное дворянство, любой крещенный, окончивший университет, получал личное дворянство.

*** Там, где была подпись "Ленин", было имя Николай.

**** Через 61 год ту же псевдокатолическую форму примет "политический исламизм" - Исламская революция Хомейни.

***** Подобно тому как христианство стало основным распространителем еврейской эллинизированной культуры, включая ее вавилонскую компоненту.

****** "Den Kaiser — diese Weltseele — sah ich durch die Stadt zum Rekognoszieren hinausreiten; — es ist in der Tat eine wunderbare Empfindung, ein solches Individuum zu sehen, das hier auf einem Punkt konzentriert, auf einem Pferde sitzend, über die Welt über übergreift und sie beherrscht." Hegel to Niethammer [№ 74]. Jena. 1806. October 13 // Briefe von und an Hegel / Red. Johannes Hoffmeister. — Vol. 1. — Hamburg, 1952. — P. 120.

******* Точно также, как московские высотки и Варшавский Дворец культуры - это осознанное воспроизведение Александрийского "количественного стиля". Обратим внимание, что когда в голливудских фантастических или сказочных фильмах изображается "плохая империя", она застроена "эллинистски" или "египетски", а "хорошая" - в древнегреческом или римском стиле.

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены