Питерский историк и правозащитник Александр Валерьевич Скобов поставил очень интересный вопрос: "Историческая загадка. Особенно для охранителей. Ян Гус во многом предвосхитил Протестантскую Реформацию. И движение гуситов было вызвано, в общем-то, теми же причинами. Однако его задавили. Почему у Лютера и Кальвина получилось то, что за 100 лет до них не удалось Гусу? Почему Протестантскую Реформацию не смогли задавить?".Моя попытка ответа. Потому, что за Лютером встали князья и рыцари. Реформация давала огромный приз: земли церкви и монастырей и превращение монарха в главу национальной церкви, а значит, и получателя десятины. Огромные средства вместо Рима оставались в стране (или области германских земель). 

Ранее за такое полагалось самое страшное - interdictum, отлучение от церкви, запрещение служб и мораторий на акты гражданского состояния (рождение, браки, смерть). Теперь же то же самое совершали в рамках евангелических деноминаций. И куда менее обременительно.

Это такая же разница, как слова "партбилет - на стол", сказанные директору завода или совхоза в 1985 и в 1990 годах. (Спасибо за подсказку проф. И.Г. Яковенко)

А для того, чтобы перестать бояться папского отлучения, и должно было пройти сто лет. За это время как раз и произошла десакрализация папства. 

Пришел гуманизм, и во главе церкви оказались очень вменяемые, очень рациональные деятели, безо всякого намека на религиозную экзальтацию. На наши деньги: "прорабы перестройки", плавно сменившие косыгинских технократов... Этого не было только на Пиренеях, где воевали с маврами, а деньги в Рим не слали... Для итальянцев Папа еще был национальным лидером, противостоящий французской и венской экспансии. Но для южной Франции, ещё помнивших альбигойскую резню и "своего Папу" - в Авиньоне, и главное - для северных немцев и скандинавов Рим был только политическим и финансовым паразитом.

Что касается набора идей протестантизма, то он лежал рядом - это тот самый раввинистический (антихрамовый) иудаизм, который родился одновременно с первохристианством.

Церковь - здание собраний, священнослужитель - только проповедник. Священнослужителя приглашает община. Руководство церкви - коллегиальное. Теологический плюрализм ограничен только запретом на ревизию догматов (в иудаизме того времени - это было только осуждение лжемессианства и попыток создать некие приближенные к будущему деизму энциклопедистов формы как у Уриэля Акосты). 

Блестящий Гауди не зря сказал: "Хочешь оригинальности - вернись к истокам", сформулировав этим центральную идею испанского консерватизма 20 века.

Реформация началась так же, как и антикоммунистическая революция рубежа 90-х (точнее - исторически наоборот): когда можно было безбоязненно захватить государственно-партийную собственность, а недавно всемогущую "партию власти" превратить в бесправную агитационную машину, подчиненную администрации.

Я же могу только добавить: потому что в 16 веке германоязычные народы Европы углубились в "веберианский" цивилизационный фазовый переход. А современная Россия (и Восточная Европа) начали схожий переход в 80-е годы.

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены