Россия уверенно держит первое место в мире по "женским детективам" (точнее, "женским полицейским романам") и по произведениям в жанре "альтернативная история", ход которой меняют попадающие в прошлое, часто вселяясь в сознание исторических личностей.
Больше всего "попаданцы" помогают Сталину и Николаю Второму. Потому что очень хочется, чтобы первый не прохлопал ушами 22 июня 1941 года, а второй не был таким… простодушным (применять более сильные эпитеты к канонизированному запрещает законодательство).
Но надо понять, что те наши современники, которых сперва Достоевский, а потом – отдельно – Ходорковский, назвали "русскими европейцами", действительно довольно часто чувствуют себя "попаданцами" - то в 1952, то в 1912, то в 1892 годы.
И именно на это намекнул Макаревич, процитировав американского поэта и писателя Эдгара Аллана По (Edgar Allan Poe) насчет 80% идиотов.
Потому что современные люди, сохранившие сознание "архаиков и паллиатов" (терминология покойного философа Андрея Анатольевича Пелипенко), производят на человека более-менее адекватного эпохи именно впечатление идиотов.
Вспомним восприятие "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" социума 6 века.
Критики Макаревича по своей злобности и невежеству даже не догадались парировать тем, что наблюдение основоположника современного детектива целиком относится к Америке первой половины позапрошлого века, и никак не может относиться к Великой Глубинной России.
Здесь не объяснить, что после 1945 года в цивилизованных странах такие политические откровения, как давеча у Суркова, выглядят также неприлично, как, допустим, изданные сейчас "Записки куколда".
Хотя с социально-исторической точки зрения их смысл именно такой.
Другое дело, что возник огромный слой социальных паразитов, вовсю злоупотребляющих средневековыми менталитетом десятков миллионов соотечественников, их суеверием, дичайшими предрассудками, внушаемостью и неспособностью к рефлексии, полным непониманием сущности правового и гражданского общества.
Тема ментальной границы между современным и архаическим сознанием выводит на причины как антисемитизма антидрейфусаров 120 лет назад, нацистов, так и в России 70-90-х годов.
Европейские евреи интегрировались в социум на волне еврейского просвещения ("Гасхалы" - сдвиг на 100 лет относительно России и 200 – относительно Западной Европы).
Соответственно, евреи принимали ценности уже сложившегося европейского Просвещения, модернизации, урбанизации, Прогресса и Гуманизма.
Однако принять латентные романтическо-националистические идеализации Европейского Средневековья евреи принять не могли.
Они были готовы принять принципы монархии как гарантию социальной стабильности, но никак не были готовы пускать восторженные слюни по временам пышных дворов, всемогущества церкви, рыцарских замков и всяких кукольных королевств (это относится к германским землям).
Но дело в том, что романический ретроутопизм, вызванный кризисом либеральной эпохи среднего и позднего модернити, как раз и был построен на попытках легитимизировать новый социальный порядок именно на этих ценностях.
То же самое относится к Российской империи.
Черносотенцы отлично понимали, что встроившиеся в истеблишмент евреи готовы поддерживать существующий консервативный порядок, но идея сакральности самодержавия была им глубоко чужда.
Как и советским евреям 79-80-х годов были чужды и смешны попытки интерпретировать советскую власть в качестве реинкарнации "Русской идеи" (как в том малоприличном анекдоте – "в хорошем смысле слова").
Французские антисемиты понимали, что в глубине души евреи вовсе не мечтают вернуться во времена Солнцекороля и не считают Чудо Жанны из Домреми спасением Франции (наверное, они слышали о роли в победе над англичанами и бургундцами конной рыцарской гвардии - Gent d'armes, созданной Жилем де Ре, ближайшим сподвижником Орлеанской девы).
Немецкие, начиная с Пангерманского союза, подозревали, что немецкие евреи преданны кайзеру, но равнодушны к мечтам хоть как-то вернуть времена Генриха Птицелова.
И в позднесоветское время антисемиты не могли простить русским евреям (даже прилежным читателям Астафьева, Белова, Распутина и Шукшина) то, что они не считают в глубине души жизнь в полуразвалившейся избенке куда предпочтительней столичной панельной двушки, а привокзальный шалман – порталом в преисподнюю.
И не считали вселенской трагедией усиленное обогащение сельского генофонда со стороны скупщика "чёрных досок" Гоги Герцева [судя по имени – грузино-осетинского еврея, видимо, из Цхинвали].
Просто западные евреи не поняли, что "настоящая культурная интеграция" требует не просто полного принятия ценностей и установок современной им европейско-христианской цивилизации, но и внутреннего отторжения её – с тайным умилением по отношению к средневековью. И в этом своём неприятии были разоблачены.
Приблизительно также, как советские интеллигенты, утверждавшие, что якобы хотят возвращения к "ленинским нормам", а сами готовившие Новый НЭП и даже хуже – протаскивание меньшевизма.
! Орфография и стилистика автора сохранены