Протестующий объяснил ВВС, почему он написал "расист" на памятнике Черчиллю.
"I tagged up Churchill as a racist on the statue of Churchill because he is a confirmed racist. He didn't fight the Nazis for the Commonwealth or for anything else, or for any personal freedoms.
"He fought the Nazis sheerly to protect the Commonwealth... against invasion by foreign forces.
"He didn't do it for black people, or people of colour, or people of anything. He did it sheerly for colonialism." (цит. по Daily Mirror)
"Я назвал Черчилля расистом и написал это на памятнике, потому что он настоящий расист. Он не сражался с нацистами за страны Содружества или за все такое, или за личные свободы."
"Он сражался с нацистами только для того, чтобы защитить страны Содружества от вторжения иностранных вооруженных сил."
"Он делал это не для чернокожих людей и не для цветных людей или вообще каких-нибудь людей. Он делал это только ради колониализма."
Вот такой уровень логики и исторических знаний...
Это страшно, когда пустота в головах наполняется идеологическим "белым шумом", чувством внушенной исторической обиды и желанием агрессивного реванша ...
Все это мир уже проходил в ХХ веке.
* * *
ЧТО ЖЕ ПРОИЗОШЛО ВЧЕРА В БРИСТОЛЕ?
Нечто совершенно не характерное для Британии произошло вчера в Бристоле. Толпа, собравшаяся в центре города, снесла с постамента статую Эдварда Колстона, почившего в бозе в 1721 году.
Статую вымазали красной краской, наносили ей удары разными предметами, символически душили, наступая на горло и, наконец, утопили в реке Эйвон.
Полиция не вмешивалась. В Бристоле никто не пострадал.
На постаменте памятника Черчиллю в Лондоне, у Парламента, толпа написала краской "расист".
Ну да, теперь можно писать что угодно: от нацизма он защитил.
Борис Джонсон заявил, что подобные действия, несмотря на мотивацию, квалифицируются как преступные, и что снимать памятники с постаментов можно, но демократическим путем- путем петиций, заявок и мирных демонстраций.
Кейр Стармер, лидер лейбористов поддержал в этом Премьера.
Первый чернокожий мэр Бристоля Марвин Ривс заявил, что статую из реки непременно извлекут, починят и найдут ей место в Бристольском музее, потому что это часть истории Британии.
Давайте разберемся, что же произошло в Бристоле и чем это чревато.
Этот памятник, если честно, нужно было давно поставить в музей, с глаз подальше. Просто стоял он там с 19 века, все привыкли и почти не замечали, да мало кто и знал, кто это вообще.
Эдвард Колстон, поначалу уважаемый купец, торговавший с Испанией и Португалией шерстью, фруктами, вином, с 1680 года вступает в Королевскую Африканскую компанию, державшую монополию на работорговлю. Его корабли -"слейверы"- перевезли более 100 тысяч чернокожих из Африки на плантации Карибских островов. Счет умиравших в пути (перевозили их в совершенно нечеловеческих условиях) или на плантациях, шел на десятки тысяч. Дело было поставлено на широкую ногу. Местные африканские царьки и "агенты" часто поставляли работорговцам подданных за спиртное и другие вожделенные товары, также белые слейверы помогали укрепить их влияние. По глубине человеческих страданий и абсолютной бесчеловечности работорговля уверенно стоит в одном ряду с геноцидами, Гулагом и Холокостом.
Видел ли Эдвард Колстон все эти страдания? Скорее всего нет. Он, в своем камзоле и кружевных манжетах, вряд ли даже поднимался на борт своих смердящих смертью слейверов.
Но какие-то проблески совести, вероятно, у него случались, потому что он начинает вдруг вкладывать огромные деньги, гигантские по тем временам, в бристольскую благотворительность. Строит школы, больницы и благоустроенное социальное жилье (напомним, 17-й век), создает фонды для пенсий вдовам и неимущим, платит за образование мальчишек из бедных семей. Благоустраивает город. Справедливости ради, неизвестно, сколько из этих денег приходило от работорговли: у него были и другие торговые предприятия. Но все это социальное жилье, больницы и церкви, благотворительные фонды на вселенских весах были найдены куда более легкими, чем 100 тысяч перевезенных слейверами рабов, 100 тысяч человеческих трагедий. Я отлично понимаю. Для чернокожего памятник Колстону как для меня памятник Сталину или Берии.
В Британии считается неприличным бытовой расизм и законодательно запрещен системный. Никто не говорит, что его нет, но в целом современный британец гордится своей широтой взглядов и гуманизмом и тем, что в Британии расизма гораздо меньше, чем в США. Работоргового прошлого стыдятся повсеместно. Рабство в Британии и ее колониях, благодаря движению британского общества, было отменено раньше, чем крепостное право в России. Сегодня в школах и колледжах подростки между собой вообще, кажется, в этом смысле не делают никаких различий. Я преподавала им почти 10 лет и мне было радостно это видеть. Настоящих расистов за 29 лет в Британии я встречала здесь только несколько раз, и только среди бывших соотечественников.
И все же.
Сцены, происходившие в британском университетском городе, в тихом Уилтшире, вызывают тревогу.
Это у меня, наверное, генетическое ("внучка двух Холокостов") Мне страшно смотреть на любой погром, любую расправу толпы над чем и кем угодно. Пусть даже из самых благородных побуждений. Хотя мне и ясно, что, конечно, разрушали Символ. В 1917 году раскалывали кувалдами двуглавых орлов, вырезали глаза царю на портретах - понять можно: символы порабощения.
Потом, как мы помним, в 1917 году с орлов и портретов перешли на головы... В Ираке, кстати, тоже начали с памятника - и понеслось...
Генрих Гейне в своей трагедии "Альманзор" пророчески написал в 1821 году "Там, где сжигают книги, в конце концов сжигают и людей." Он не мог видеть, как толпы будут стаскивать с постаментов и переплавлять его, еврея, памятники в Германии 30-х, иначе, возможно, расширил бы цитату.
Это давняя историческая примета. Там, где толпа начинает расправляться с памятниками, независимо от поводов и предлогов (они могут казаться самыми прекрасными), очень часто переходят на людей.
Я очень не хочу, чтобы эта примета подтвердилась ни в моей Британии, ни где бы то ни было.
Я полностью признаю, что люди, утопившие вчера в Эйвоне Колстона, имели ПОЛНОЕ ПРАВО на свои чувства по отношению к нему. Мне тоже совершенно не хотелось бы увековечивать память такого человека в центре моего города. Но неужели бесноваться и давить ногой шею статуи это способ решения проблемы расизма...?
Рубите голову и мне, но я не верю в справедливость ЛЮБОЙ погромной толпы. Ее закон и власть всегда страшны. Независимо от лозунгов. Это у меня, наверное, генетическое, уж простите.
Конечно, прошлое угнетение и историческая обида может стать большой частью идентичности человека, но это тоже гремящая цепь, которая тянет назад, мешает строить отношения с миром на другой основе. Прошлому надо дать оценку, найти консенсус, решить эти проблемы сообща и - двигаться вперед. Нам все равно всем вместе жить, работать, растить детей и внуков: в одном обществе и стране- и договариваться, и вести ДИАЛОГ. Словами, а не погромами и бейсбольными битами.
Хорошо известно: насилие толпы не способно ничего исправить и решить проблему расизма, оно способно только запустить цепную реакцию ответного насилия, а бездействие полиции создает пустоту, которая может с легкостью заполниться теми, кто возьмет наведение "порядка" в свои руки, и тогда мало не покажется никому.
! Орфография и стилистика автора сохранены