"В народе и правда много смеялись — и смеялись восхищенно — над тем, как Иосиф, хладнокровно играя на ценах, когда дело касалось богатых и знатных, заботился о том, чтобы его господин, Гор во дворце, стал золотым и серебряным, и наполнял фараонову казну огромными ценностями, вырученными за проданное имущим зерно. В этом сказывалась проворно-услужливая преданность божества, олицетворяющего всякое беззаветное, прибыльное для господина служенье. Но рука об руку с этим шло даровое распределенье хлеба среди голодающей бедноты городов, — распределенье от имени юного фараона, богомечтателя, что приносило тому столько же и даже больше пользы, чем озлащенье. Это слияние социального попечительства с государственной политикой казалось очень новым, веселым и хитроумным, хотя всю прелесть его на основании первого изложенья нашей истории представит себе разве лишь тот, кто умеет вникать в каждое слово и читать между строк".
Томас Манн писал свой великий роман "Иосиф и его братья" с 1926 по 1943 год. За это время в Германии пришел к власти Гитлер, писателю пришлось покинуть родину и переехать в США, где в это время президент Рузвельт проводил свой "Новый курс" и боролся с Великой депрессией.
"Иосиф и его братья" — роман, в основе которого — библейская история Иосифа Прекрасного. Этот сюжет дал писателю возможность рассказать о стойкости человека, о любви и преданности, об отношениях человека и Бога, об истории и о мифе. Сам он писал о том, что хотел вырвать понятие мифа у нацистской пропаганды и придать этому слову новое, светлое и радостное значение.
Смех, шутка, юмор — эти слова были очень важны для Томаса Манна, они стали для него во многом символом той радостной жизни, которую отрицали нацисты. И когда он пишет, что египтяне смеялись и "смеялись восхищенно", глядя на то, что делал Иосиф Прекрасный, он по сути дела восхваляет своего героя. Но не случайно в конце приведенного выше отрывка появляется обращение к тем, кто умеет "читать между строк". Как признался потом писатель, описывая политику Иосифа Прекрасного на службе у фараона, он осознанно сделал ее немного похожей на Новый курс Рузвельта…
Конечно, это просто шутка великого писателя, но она говорит о том, каким замечательным политиком он считал тогдашнего американского президента. Но далеко не все разделяли мнение Томаса Манна (и тысяч других поклонников Рузвельта). Как тогда, так и сейчас, его обвиняли и обвиняют в тысяче грехов, среди которых отказ от "американской мечты", удар по свободе отдельной личности, неоправданное вмешательство в экономику — может быть, одни из самых мягких.
Рузвельта называют спасителем Америки — и ее губителем, великим реформатором — и фашистом или коммунистом… Для одних он тот — кто, несмотря на свое происхождение и личное богатство, заботился о слабых и обездоленных. Для других — демагог, не дававший свободно развиваться рынку и лишавший американцев их исконных прав.
И эти споры, на самом деле, не только о Рузвельте. Каждый новый экономический кризис снова и снова возвращает нас к вопросу о том, как следует действовать: кидаться спасать тех, кто тонет, или поддерживать большие и мощные корабли бизнеса, в надежде на то, что тонущие каким-то образом доберутся до них?
О Франклине Делано Рузвельте, ярком, харизматичном, противоречивом, и пойдет речь в новом выпуске "Уроков истории с Тамарой Эйдельман".
ВЫНУЖДЕНЫ СООБЩИТЬ, ЧТО НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ЗАСЛУЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМАРОЙ НАТАНОВНОЙ ЭЙДЕЛЬМАН, КОТОРУЮ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ВКЛЮЧИЛО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ
! Орфография и стилистика автора сохранены